Принципы Генри Форда. 

Сегодня, чуть ли не демонстративно, никто не вспоминает о моральных аспектах человеческой жизни и деятельности, а мы давайте возьмём и сначала посмотрим на проблему именно с точки зрения морали, кроме того, посмотрим шире и как бы несколько со стороны. 

На Земле живёт примерно 6 миллиардов человек. Жить так, как живут животные, люди не могут физически. Даже если мы начнём питаться травой и листьями с деревьев, этого нам уже не хватит. Чтобы жить, нам необходимо работать, нам необходимо брать больше энергии и белка с гектара земли, чем это в состоянии дать дикая природа. Для этого к земле нужно приложить труд. Нашей кожи (или шкуры) достаточно для нас только в районе экватора, а севернее и южнее его нам нужны одежда, жилище, обогрев, а это тоже труд. Помимо этого нам нужны и отдых, и развлечения во время отдыха, а это тоже труд занимающихся этим людей. Нам нужны новые знания о природе, и это тоже результат труда. 

Благодаря труду мы живём на земле как люди, а не как животные, благодаря труду мы вообще можем жить. 

Уместен вопрос: должен ли каждый живущий участвовать в процессе труда, или мы должны согласиться с мыслью, что часть людей может паразитировать , т.е потреблять блага общества, но ничего не давать в замен? (Конечно речь идёт о здоровых и трудоспособных людях. О пенсионерах речи нет - они уже своё отработали, об инвалидах физических и умственных речь также не идёт.) 

Я понимаю что вопрос звучит по-коммунистически, но здесь ничего не поделаешь. На первую часть этого вопроса нет другого разумного ответа, кроме положительного. Ну, объясните хотя бы себе, но только внятно, почему люди обязаны обеспечивать жизнь ещё и паразитам? Почему вшей травим, а этих терпим? Или у них кровь голубая, или у нас с мозгами не всё в порядке? Отсутствие внятного ответа на этот вопрос говорит в пользу того, что коммунизм - это объективная реальность, это закон природы. Уж если и Иисус Христос, можно сказать, был коммунистом, то почему нам отмахиваться от Коммунизма? 

Странно конечно, что в 21 веке приходится возвращаться к вопросу о том, должен или не должен человек трудиться на благо общества. Но что делать! Сегодна на территории СССР государственной идеей стала идея животных - на благо общества не работать, а уж если и заставят тебя работать, то работать исключительно на своё благо. Более того, к сожалению, уже уместен или даже необходим вопрос: а допустимо ли среди нынешних бизнесменов, настоящих капиталистов - жёстких и крутых акул рыночного океана вести какие-то слюнявые разговоры о моральной стороне экономики? Не люблю я этого, но в данном случае сошлюсь на авторитет. 

Генрий Форд первый был, без сомнения, наиболее выдающийся человек Америки, и в мире в ряд ли есть десяток людей равных ему. И уж, безусловно, нет ему равных в сегодняшнем мире, и тем более в России. Он не только отец современного автомобиля, он отец современных методов производства, а это, знаете ли, не на скрипке играть, не романы писать и не сражения проигрывать. 

И этого мало. Генри Форд - отец наиболее современных и ясных принципов экономики, и если Сталин не открыл их сам, то тогда он взял их у Форда. У них были разные масштабы, и хотя у Сталина было неизмеримо больше трудностей, но и власти под эти трудности у него было неизмеримо больше. Форд вне своей фирмы мог только призывать и убеждать, Сталин всей стране приказывал. 

Но это ещё не всё. 

Генри Форд - наиболее яркий выразитель морали в экономике и производстве. 

Однако по части славы и признательности человечества ему не повезло. Он очень долго оказывал сопротивление международному еврейству, а такаое не прощается. И хотя он это делал( как вы поймёте из его текста) исключительно из моральных соображений, но еврейской прессой он во всём мире объявлен антисемитом и фашистом. Интересно, что его выдающаяся книга "Моя жизнь, мои достижения", из которой я привожу отрывки, была издана в СССР аж в 1924 году и до 1929 года переиздана 7 раз. Но с тех пор больше не издавалась до 1989 г., а вот пасквиль Эптона Синклера "Автомобильный король" о Форде издавался регулярно. 

После перестройки появилась другая крайность, и тоже на руку его врагам: в СНГ стала усиленно издаваться книга Г.Форда "Международное иудейство", и нашему читателю он стал известен только с этой стороны. Повторю, что это на руку именно международному еврейству - представить Форда ограниченным антисемитом, хотя и с деньгами. А это, ещё раз повторю, была глыба в совершенно других вопросах. Но дам ему слово ниже, не выделяя его текст курсивом. (Так как перевод не очень хорош и фразы тяжеловаты, то я позволил себе выделить в тексте жирным шрифтом значащие мысли.) 

Генри Форд:

Принципы Генри Форда 

...Если б я преследовал только своекорыстные цели, мне не было бы нужды стремиться к изменению установившихся методов. Если бы я думал только о стяжании, нынешняя система оказалась бы для меня превосходной; она в преизбытке снабжает меня деньгами. Но я помню о долге служения. Нынешняя система не даёт высшей меры производительности, ибо способствует расточению во всех его видах; у множества людей она отнимает продукт их труда. Она лишена плана. Всё зависит от степени планомерности и целесообразности. 

... Работы сколько угодно. Дела - это не что иное, как работа. Наоборот, спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами - она означает не больше и не меньше, как более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путём законодательства. Вообще, путём законодательства мало чего можно добиться: оно никогда не бывает конструктивным. Оно не способно выйти за пределы полицейской власти, и поэтому ждать от наших правительственных инстанций в Вашингтоне или в главных городах штатов того, что они не в силах сделать, значит попусту тратить время. До тех пор, пока мы ждём от законодательства, что оно уврачует бедность и устранит из мира привелегии, нам суждено созерцать, как растёт бедность и умножаются привелегии. Мы слишком долго полагались на Вашингтон, и у нас слишком много законодателей, хотя всё же им не столь привольно у нас, как в других странах, но они приписывают законам силу, им не присущую. 

... Как только народ становится придатком к правительству, вступает в силу закон возмездия, ибо такое соотнешение неестественно, безнравственно и противочеловечно. Без деловой жизни и без правительства обойтись нельзя. То и другое, играя служебную роль, столь же необходимы, как вода и хлеб; но начиная властвовать, они идут вразрез с природным укладом. 

Заботиться о благополучии страны - долг каждого из нас. Только при этом условии дело будет поставлено правильно и надёжно. Обещания ничего не стоят правительству, но реализовывать их оно не в состоянии. Правда правительства могут жонглировать валютой, как они это делали Европе (как и сейчас делают это и будут делать во всём мире финансисты до тех пор, пока чистый доход попадает в их карман); при этом говорится много торжественного вздора. А между тем работа и только работа в состоянии созидать ценности. В глубине души это знает каждый. 

...Хозяйственный принцип - это труд. Труд - это человеческая стихия, которая обращает себе на пользу плодоносные времена года. Человеческий труд создал из сезона жатвы то, чем он стал ныне. Экономический принцип гласит: каждый из нас работает над материалом, который не нами создан и которого создать мы не можем, над материалом, который нам дан природой. 

...Нравственный принцип - это право человека на свой труд. Это право находит различные формы выражения. Человек заработавший свой хлеб, заработал и право на него. Если другой человек крадёт у него это хлеб, он крадёт у него больше, чем хлеб, крадёт священное человеческое право. 

...Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать. Капиталисты, ставшие таковыми благодаря торговле деньгами, являются временным, неизбежным злом. Они могут даже оказаться не злом, если их деньги вновь вливаются в производство. Но если их деньги обращаются на то, чтобы затруднять распределение, воздвигать барьеры между производителем и потребителем - тогда они в самом деле вредители, чьё существование прекратится, как только деньги окажутся лучше приспособленными к трудовым отношениям. А это произойдёт тогда, когда все придут к сознанию, что только работа, одна работа выводит на верную дорогу к здоровью, богатству и счастью. 

...Нет оснований к тому, чтобы человек желающий работать, оказался не в состоянии работать и получать в полной мере возмещение за свой труд. Равным образом, нет оснований к тому, чтобы человек, могущий работать, но не желающий, не получал бы тоже в полной мере возмещения за содеяное им. При всех обстоятельствах ему должна быть дана возможность получить от общества то, что он сам дал обществу. Если он ничего не дал обществу, то и ему требовать от общества нечего. Пусть ему будет предоставлена свобода - умереть с голоду. Утверждая, что каждый должен иметь больше, чем он, собственно, заслужил, - только потому, что некоторые получают больше, чем им причитается по праву, - мы далеко не уйдём. 

...Не может быть утверждения более нелепого и более вредного для человечества как то, что все люди равны. 

...Каждого следовало бы поставить так, чтобы масштаб его жизни находился в должном соотношении с услугами, которые он оказывает обществу. 

...Всякая монополия и всякая погоня за наживой - зло. 

Для предприятия неизменно вредно, если отпадает необходимость напрягаться. Никогда не бывает так здорово предприятие, как тогда, когда оно, подобно курице, должно часть своего питания разыскивать само. Всё слишком легко доставалось вделовой жизни. Пошатнулся принцип определённого, реального соответствия между ценностью и её эквивалентом. Отпала необходимость думать обу удовлетворении коиентуры. В определённых кругах возобладал даже род тенденции гнать публику к чёрту! Некоторые считали это как "расцвет деловой жизни". Но это ни в коем случае не означало расцвета. Это была попросту ненужная погоня за деньгами, не имевшая ничего общего с деловой жизнью. 

...Задача предприятия - производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. А условие такого производства - чтобы его продукты были доброкачественны и дешёвы, чтобы продукты эти служили на пользу народу, а не только одному производителю. Если вопрос о деньгах рассматривается в ложной перспективе,то фальсифицируется в угоду производителю и продукция. 

...Алчность к деньгам - вернейшее средство не добиться денег. Но если служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое даётся сознанием правоты дела, то деньги сами собой появляются в избытке. 

...Деньги, вполне естественно, получаются в итоге полезной деятельности. Иметь деньги абсалютно необходимо. Но нельзя забывать при этом, что цель денег - не праздность, а умножение средств для полезного служения. Для меня нет ничего отвратительнее праздной жизни. Никто из нас не имеет на неё права. В цивилизации нет места тунеядцам. Всевозможные проекты уничтожения денег приводят только к усложнению вопроса, так как нельзя обойтись без меновых знаков. 

...Основные принципы нашего производства гласят: 

1. Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т.е неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача непозорна; позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию.

2. Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела - преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы.

3. Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. В прибыли нет ничего дурного. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход и будет приносить таковой. Но доходность должна получится в итоге полезной работы, а не лежать в её основании.

4. Производить не значит дёшево покупать и дорого продавать. Это, скорее, покупать сырые материалы по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт, распределяемый затем среди потребителей. Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно - это значит затруднять указанный процесс. 

...Идея бензинового мотора была отнюдь не нова, но здесь была первая серьёзная попытка вынести его на рынок. Она была встречена скорее с любопытством, нежели с восторгом, и мне не вспомнить ни одного человека, который полагал бы, что двигатель внутреннего сгорания может иметь дальнейшее распространение. Все умные люди неопровержимо доказывали, что подобный мотор не может конкурировать с паровой машиной. Они не имели ни малейшего представления о том, что когда0нибудь он завоюет себе поле действия. Таковы все умные люди, они так умны и опытны, что в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то, они видят пределы и препятствия. Поэтому я никогда не беру на службу чистокровного специалиста. Если бы я хотел убить конкурентов нечестными средствами я предоставил бы им полчища специалистов. Получив массу хороших советов, мои конкуренты не смогли бы приступить к работе. 

...Кроме того, господствует широко распространённый страх смешного. Столько людей боятся, что их сочтут за дураков. Я признаю, что общественное мнение - большая полицейская сила для тех людей, которых нужно держать в порядке. Быть может, даже справедливо, что большинство людей не могут обойтись без принуждения со стороны общественного мнения. Общественное мнение может, пожалуй, сделать человека лучшим, чем он был бы без него, хотя и не в моральном отношении, но, может быть как члена человеческого общества. Несмотря на это, вовсе не так плохо быть дураком во имя справедливости. Утешительнее всего, что такие дураки живут достаточно долго, чтобы доказать, что они вовсе не дураки, или же начатая ими работа продолжает жить и доказывать это. 

...Денежный фактор - стремление извлекать прибыль из "помещённого капитала" и проистекающее отсюда пренебрежение и ущерб для работы, а следовательно, и для полезной службы - выяснился для меня в многообразных формах. Этот фактор оказался виной большинства затруднений. Он был причиной низкой зароботной платы - без хорошей работы нельзя платить высокого вознаграждения. И если все стремления не направлены на работу, она не может быть сделана хорошо. Большинство людей желают быть свободными в своей работе. При существующей системе это невозможно. В первое время моей деятельности и я не был свободен - я не мог предоставить своим идеям свободной арены. Всё должно было быть направлено к тому, чтобы заработать как можно больше денег. Работа была на последнем месте. Но самое странное во всём этом утверждение, что важны деньги, а не труд. Никому не казалось нелогичным, что деньги здесь поставлены впереди труда, хотя все должны признать, что прибыль проистекает только из труда. Кажется все искали кратчайший дороги к деньгам и при этом обходили самую прямую - ту, которая ведёт через труд. 

...На мой взгляд, человек иначе и не может, как быть постоянно на работе. Днём он должен думать о ней, а ночью - она ему снится. Идея выполнять свою работу в рабочие часы, приниматься за неё утром и бросать её вечером - и до следующего утра не возвращаться к ней ни одной мыслью - как будто очень хороша. Её можно даже осуществить довольно просто, если только мы согласны иметь над собой кого-нибудь целую жизнь, быть служащими, быть может даже самостоятельными служащими, всем чем угодно, но только не директорами и ответсвенными руководителями. Для человека физического труда является даже необходимостью ограничивать свои рабочие часы - иначе он скоро истощит свои силы. Если он намерен всю жизнь оставаться при физическом труде, то должен забывать о своей работе в то мгновение, когда прозвучит фабричный гудок. Но если он хочет идти вперёд и чего-нибудь достигнуть, то гудок для него только сигнал поразмыслить над своим трудовым днём и найти, как бы ему делать лучше прежнего. 

...Праздность и труд дают различные результаты. Кто стремится к покою (т.е "пожрать и отдохнуть", прим. моё Я.Дж) и создают себе досуг, не имеет основания жаловаться. Он не может одновременно и предаваться праздности и пожинать плоды работы. 

...В общем, мои важнейшие выводы из опыта того года, дополненные наблюдениями последующих лет, можно свести к следующему: 

1. Вместо работы на первый план ставятся финансы, что грозит тормозом работе и умаляет значение настойчивого труда.

2. Преобладающая забота о деньгах, а не о работе, влечёт за собою боязнь неудачи; эта боязнь тормозит правильный подход к делу, вызывает страх перед конкуренцией, заставляет опасаться изменения методов производства, опасаться каждого шага, вносящего изменения в положение дел.

3. Всякому думающему прежде всего об упорном труде, в наилучшем исполнении своей работы открыт путь к успеху.

...Существует слишком много гипотез о том, какова должна быть истинная природа человека, и слишком мало думают о том, какова она в действительности. Так, например, утверждают, что творческая работа возможна лишь в духовной области. Мы говорим о творческой одарённости в духовной сфере: в музыке, живописи и других искусствах. Положительно, стараются ограничить творческие функции вещами, которые можно повесить на стену, слушать в концертном зале или выставить как-нибудь напоказ - там, где праздные и разборчивые люди имеют обыкновение собираться и взаимно восхищаться своей культурностью. 

Но тот, кто поистине стремится к творческой активности, должен отважиться вступить в ту область, где царствуют более высокие законы, чем законы звука, линии и цвета,- он должен обратиться туда, где господствует закон личности. Нам нужны художники, которые владели бы искусством индустриальных отношений. Нам нужны мастера индустриального метода с точки зрения как производителя, так и продуктов. Нам нужны люди, которые способны преобразовать бесформенную массу в здоровое, хорошо организованное целое в политическом, социальном, индустриальном и этическом отношениях. Мы слишком сузили творческое дарование и злоупотребляли им для тривиальных целей. Нам нужны люди, которые смогут составить план работы для всего, в чём мы видим право добро и предмет наших желаний. Добрая воля и тщательно выработанный план работы могут воплотиться в дело и привести к прекрасным результатам. Вполне возможно улучшить условия жизни рабочего не тем, чтобы давать ему меньше работы, а тем, чтобы помогать ему увеличить её. Если мир решится сосредоточить своё внимание, интерес и энергию на создании планов для истинного блага и пользы человечества, то эти планы могут превратиться в дело. Они окажутся солидными и чрезвычайно полезными как в общечеловеческом, так и в финансовом отношениях. Чего не хватает нашему поколению, так это глубокой веры, внутреннего убеждения в живой и действительной силе честности, справедливости и человечности в сфере индустрии. 

...В одной из предыдущих глав я уже заметил, что телесные недостатки не являются основанием для отказа кандидатам на работу. Этот принцип на заводах Форда вступил в силу 12 Января 1914г. одновременно с введением минимальной оплаты в 5 долларов в день и восьмичасового рабочего дня. В связи с этим было установлено, что никто не может быть уволен на основании телесных недостатков, разумеется за исключением заразных болезней. Я того мнения, что в промышленном предприятии, которое строго выполняет свою задачу, служащие в среднем дожны обладать такими же качествами, как в любом среднем слое человеческого общества. Больные и калеки встречаются всюду. Среди большинства господствует довольно великодушный взгляд, что все не способные к труду должны ложиться бременем на общество и должны содержаться за счёт общественной благотворительности. Правда, есть случаи, например, с идиотами, когда насколько я знаю, нельзя обойтись без общественной благотворительности, однако это исключение, и при разнообразии функций, существующих в нашем предприятии, нам удавалось почти всякому обеспечивать существование участием в полезной деятельности. Слепой или калека, если его поставить на подходящее место, может сделать совершенно то же и получить ту же плату, что и вполне здоровый человек. Мы не делаем для калек предпочтения, но мы показали, что они могут заработать себе полное вознаграждение. 

...Связь с банкирами и является бедой для промышленности. Банкиры думают только о денежных формулах. Фабрика является для них учреждением для производства не товаров, а денег. Они не могут постичь, что предприятие никогда не стоит на месте, что оно либо движется вперёд, либо идёт назад. Они рассматривают понижение цен скорее как выброшенную прибыль, чем как основание для улучшения дела. Банкиры играют в промышленности очень большую роль. Тайно это признало большинство деловых людей. Открыто это признаётся редко из-за страха перед банкирами. Легче заработать состояние денежными комбинациями, чем производственной работой. Удачливый банкир в среднем менее умён и дальнозорок, чем удачливый предприниматель, и всё-таки банкир практически господствует в обществе над предпринимателем посредством господства над кредитом. 

Могущество банков за последние 15-20 лет, в особенности со времени войны, очень возросло, и федеральная резервная система предоставляла им по временам почти неограниченный кредит. Банкир в силу своей подготовки и прежде всего по своему положению совершенно не способен играть руководящую роль в промышленности. Поэтому не является ли тот факт, что владыки кредита достигли за последнее время огромной власти, симптомом, что в нашей финансовой системе что-то сгнило? Банкиры попали в руководители промышленности вовсе не благодаря своей индустриальной проницательности. Скорее, они сами почти невольно вовлечены туда системой. Поэтому, что касается меня, мне хочется сказать что финансовая система, по которой мы работаем, вовсе не самая лучшая. 

...Торговля началась с оказания взаимных услуг. Люди несли свой избыток тем, кто его не имел. Страна, в которой росла рожь, посылала свои богатства в страну, где рожь не произростала. Лесная страна отправляла свой лес в безлесную равнину; страна богатая виноградом,- свои плоды в страны Севера. Страна степная давала своё мясо местностям, лишённым пастбищ. Всё это были взаимные услуги. Если все народы на земном шаре дойдут до возможности содержать самих себя, то торговля вернётся к этому положению. Деловое предприятие опять превратится в услугу. Конкуренции не будет, ибо конкуренция окажется лишённой почвы. Народы будут совершенствоваться в производствах, ведущих, по своей природе, скорее к монополии чем к конкуренции. 

 ...Франция в состоянии дать миру нечто такое, что никакая конкуренция убить не может, точно так же Италия, Россия, Южно-Американские Штаты, Япония, Великобритания, Соединённые Штаты. Чем скорее мы вернёмся к системе, основанной на естественных способностях, и откажемся от системы "тащи, что можно", тем скорее мы обеспечим самоуважение наций и международный мир. Попытка завладеть мировой торговлей может вызвать войну, но никогда не приведёт к экономическому процветанию. 

...Если сочуствие побуждает нас накормить голодного, почему же оно не порождает в нас желания сделать этот голод невозможным? 

Подавать легко; гораздо труднее сделать подачку излишней. 

Чтобы достигнуть этого, нужно, не останавливаясь на индивидууме, уничтожить корень зла... Трудность добраться до подлинной причины только кажущаяся. Много людей предпочтут помочь бедной семье, чем серьёзно задуматься над проблемой устранения бедности вообще. 

...Профессиональная благотворительность не только бесчувственна; от неё больше вреда, чем помощи. Она унижает принимающего и притупляется самоуважение. 

...Прежде всего я считаю за лучшее продавать большее количество автомобилей с меньшей прибылью, чем малое количество с большей. Мне кажется это более правильным потому, что таким путём даётся возможность большему числу людей купить автомобили и радоваться ему, причём одновременно много рабочих получают хорошо оплачиваемую работу. Я поставил себе целью жизни достигнуть этого. Но моё дело могло бы вместо успеха привести к полной неудаче, если б я не действовал, исходя из умеренной прибыли для себя и участников предприятия. Я считаю несправедливым извлекать из наших автомобилей чрезмерную прибыль. Умеренная прибыль справедлива, слишком высокая - нет. 

...Человек всё ещё высшее существо природы. Чтобы ни случилось, он человек и останется человеком. Он проходит сквозь смену обстоятельств, как сквозь смену температур, и остаётся человеком. Если ему удастся возродить свой дух, ему откроются новые источники сокровищ его бытия. Вне его самого нет безопасности, вне его самого нет богатств. Устранение страха создаёт уверенность и изобилие. 

Пусть каждый американец вооружится против изнеженности. Каждый американец должен восстать против неё, т.к это наркотическое средство. Встаньте и вооружитесь, пусть милостыню получают слабые! 

Из книги "Моя жизнь, мои достижения" 

Из этого примера умонастроения Форда видно, что версия о том, что бизнесмен обязательно должен быть беспринципной сволочью, это не более чем мнение беспринципных сволочей. Капиталист вполне может и видеть себя, и быть человеком, исполняющим миссию обеспечения жизни своего государства и жизни своих работников. И людям и в экономике нечего стесняться того, что они люди. Нечего и вам стесняться того, что вы будете консерватором, как Форд, и будете для себя называть Делом только труд на благо общества.

Comments
* The email will not be published on the website.